Перейти к началу раздела — Тесты по политологии

1) источником рационально-легальной легитимности является закон;


2) абсолютная неограниченная монархия не может считаться легитимной формой правления;


3) доверие населения к политическим элитам и политическим лидерам характеризует персональный уровень легитимности;


4) республиканская форма правления обладает большей легитимностью по сравнению с монархией;


5) харизматическая легитимность обладает меньшей устойчивостью по сравнению с традиционной и рационально-легальной.

 

Ошибкой, допускаемой абитуриентами при ответе на этот тест, являются поспешные выводы, объясняемые кажущейся простотой некоторых приведенных вариантов ответов.


Так, большинство абитуриентов убеждены, что абсолютная монархия (как недемократическая форма власти) не может считаться легитимной. Однако проблема гораздо сложнее, и здесь нельзя спешить с выводами.
Все знают, что принципы легитимности означают признание законности власти обществом. Однако следует помнить, что легитимность (как добровольное признание установленной власти) понималась по-разному в различные периоды истории, в той мере, в какой она соответствовала нормам и представлениям о власти, характерным для данного общества. Так, долгое время в различных странах (и дольше всего в России) народ признавал законной (т. е. легитимной) именно наследственную абсолютную монархию, считая ее властью, данной от Бога.


Учитывая сказанное, легко определить, что неверными утверждениями в данном тесте являются утверждения под пунктами 2 и 4 (если монархия может считаться легитимной, то нельзя считать, что республиканская форма правления обладает большей легитимностью по сравнению с ней).


Остальные утверждения в данном тесте являются верными. Для доказательства этого достаточно вспомнить характеристики трех типов легитимности, данные М. Вебером:

а) традиционной (основанной на обычаях и традициях);

б) рационально-легальной (основанной на рациональных процедурах и законах) — пункт 1;

в) харизматической (связанной с выдающимися качествами личности — харизматического лидера).


Известно также, что в отличие от традиционного и рационально-легального типов легитимности власти харизматическая легитимность обладает меньшей устойчивостью и запасом прочности, поскольку основывается на эмоционально-личностном отношении вождя и массы (при утрате доверия народа к вождю утрачивается и его харизма).


Точно так же справедливо будет и третье утверждение, если вспомнить, что признание власти осуществляется на различных уровнях легитимности: идеологическом, структурном и персональном (означающем доверие населения к конкретным политическим элитам и политическим лидерам).


Таким образом, неверными утверждениями в данном тесте будут второе и четвертое.