Пока человек жив, хотя бы седины покрывали его голову, он может, хочет и должен получать образование, и таким образом всякое образование, которое получается вне школы, поскольку вся жизнь не умещается в рамках школы, есть процесс внешкольного образования. 

Анатолий Васильевич Луначарский

На главную Вопрос-ответ Тесты Статьи Словарь терминов Персоналии

   Вопросы:

- по социологии

- по  политологии

- по правоведению

- по экономике

   Тесты:

- по социологии

- по политологии

- по правоведению

- по экономике

   Словарь терминов

   Персоналии

   Статьи на тему

   Карта сайта

   Источники информации

   Контакты


 
 
 

На правах рекламы:

 

К началу раздела Персоналии

Конт Огюст

 

Конт Огюст (1798-1857) — французский социолог, методолог науки, основатель школы позитивизма. Конт ввел в употребление термин «социология», имея в виду научное изучение явлений общественной жизни, в отличие от умозрительных конструкций традиционной философии и истории. Конт ставит знак равенства между «социологией» и «социальной физикой», что выражается в применении физических законов к некоторым явлениям социальной жизни.

В 1817—22 был секретарём А. Сен-Симона, затем — экзаменатором и репетитором Политехнической школы в Париже. Позднее жил на деньги, собираемые его сторонниками. Главные сочинения К., излагающие основы философии позитивизма, относятся к первому периоду творчества К. (до середины 40-х гг.). Наибольшую известность Конту принёс "Курс позитивной философии" (т. 1—6, 1830—42, русский перевод под названием "Курс положительной философии", т. 1—2, 1899—1900).

Позитивизм Конт рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом: по его суждению, ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, "как" они происходят. В соответствии с этим наука, познаёт не сущности, а только феномены. Вслед за Сен-Симоном К. развил идею так называемых трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отдельного индивида), определяющих, в конечном счёте, всё развитие общества.

На первой, теологической стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений; вторая, метафизическая стадия заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами; задача этой стадии — критическая, разрушительная, она подготовляет последнюю — позитивную, или научную, стадию, на которой возникает наука об обществе, содействующая его рациональной организации. Социология Конта разделяется на социальную статику, имеющую дело с устойчивыми ("естественными") условиями существования любого общественного строя, и социальную динамику, изучающую естественные законы общественного развития. Значительное место в системе занимает классификация наук, иерархию которых он строил по степени уменьшения их абстрактности или степени увеличения сложности.

Основное сочинение Конта второго периода — "Система позитивной политики" (т. 1—4, 1851—54) — проникнуто духом религиозности и мистицизма. В качестве "социальной физики" социология должна, по его мнению, обосновывать научную политику, примиряя принципы "порядка" и прогресса, реставраторские и революционные тенденции; тем самым социология выступает как "позитивная мораль", относящаяся не к индивиду, а к человечеству. Он провозгласил создание новой "религии человечества", изображая в деталях её культ, катехизис и т. д. Социологические и политические идеи Конта были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом (см. Соч., 2 изд., т. 33, с. 138; т. 39, с. 326—27). Позитивистские идеи получили широкую популярность среди естествоиспытателей 19 в., главным образом благодаря изложению их в соч. Э. Литтре (Франция) и английских позитивистов Дж. С. Милля и Г. Спенсера.

 

 © 2000—2010 «ПравоЗнай».

Все права на размещенные материалы принадлежат авторам.

При копировании - гиперссылка на сайт pravoznay.ru обязательна.