К началу раздела Персоналии
Новгородцев Павел Иванович
Новгородцев Павел Иванович (1866-1924) — правовед, профессор московского университета, считается одним из создателей российской юридической школы конца XIX в. Предложил этическую идею естественного права — совокупности правил и принципов, определяемых природой человека вне зависимости от их официального признания государственной властью, считая это основой демократии. После эмиграции организовал в Праге Русский юридический факультет.
Родился 28 февраля (12 марта) 1866 в Бахмуте. Окончил юридический факультет Московского университета. В 1897 защитил магистерскую, а в 1903 — докторскую диссертацию (Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве). С 1896 приват-доцент, а затем профессор Московского университета. Состоял в партии кадетов, был депутатом Первой Государственной думы. Под его редакцией в 1902 увидел свет сборник Проблемы идеализма, который можно считать своеобразным метафизическим манифестом. В статье сборника Нравственный идеализм в философии права Новгородцев, критикуя исторический релятивизм в понимании права, отстаивал тезис о метафизическо-нравственных основаниях "естественного права" и утверждал необходимость "признания абсолютных начал". В своей мировоззренческой эволюции ученый-юрист испытал влияние кантианства и нравственно-правовых идей Вл.С.Соловьева. Определению роли метафизических принципов в истории правовых отношений, фундаментальной связи права и нравственности, права и религии были посвящены основные труды Новгородцева — его докторская диссертация Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве (1903), работы Кризис современного правосознания (1909), Об общественном идеале (1917) и др.
Новгородцев последовательно развивал понимание метафизической природы личности, настаивая на том, что "проблема личности коренится не в культуре или общественных проявлениях личности, а в глубине ее собственного сознания, в ее морали и религиозных потребностях". В работе Об общественном идеале Новгородцев подверг радикальной философской критике различные типы утопического сознания. С его точки зрения, именно признание необходимости "абсолютного общественного идеала", не сводимого ни к какой социально-исторической эпохе, "ступени", "формации" и пр., позволяет избежать утопического соблазна, попыток практического осуществления мифологем и идеологем "земного рая". "Нельзя в достаточной мере настаивать на важности тех философских положений, которые вытекают из основного определения абсолютного идеала… Лишь в свете высших идеальных начал временные потребности получают оправдание. Но с другой стороны, именно в виду этой связи с абсолютным каждая временная и относительная ступень имеет свою ценность… Требовать от этих относительных форм безусловного совершенства значит искажать природу и абсолютного, и относительного и смешивать их между собою".
В 1918 Новгородцев участвует в сборнике Из глубины. В 1920 он эмигрировал. Основал в Праге Русский юридический институт, был его деканом до конца жизни. Поздние сочинения Новгородцева (О путях и задачах русской интеллигенции, Существо русского православного сознания, Восстановление святынь и др.) свидетельствуют о том, что его духовные интересы в конце жизни были сосредоточены на проблемах религии и метафизики.