Пока человек жив, хотя бы седины покрывали его голову, он может, хочет и должен получать образование, и таким образом всякое образование, которое получается вне школы, поскольку вся жизнь не умещается в рамках школы, есть процесс внешкольного образования. 

Анатолий Васильевич Луначарский

На главную Вопрос-ответ Тесты Статьи Словарь терминов Персоналии

   Вопросы:

- по социологии

- по  политологии

- по правоведению

- по экономике

   Тесты:

- по социологии

- по политологии

- по правоведению

- по экономике

   Словарь терминов

   Персоналии

   Статьи на тему

   Карта сайта

   Источники информации

   Контакты


 
 
 

На правах рекламы:

 

К началу раздела Персоналии

Победоносцев Константин Петрович

 

Победоносцев Константин Петрович (1827-1907) — специалист по гражданскому праву и судопроизводству, государственный деятель, обер-прокурор Святейшего Синода в 1880-1905 гг.; учитель права российского императора Александра III. Считал отделение церкви от государства нелепостью, отстаивал идеи монархизма, консервативной идеи, выступал против демократии как политического режима. Его книга «Курс гражданского права» считалась классическим учебником студентов-юристов в течение почти 50 лет.


Сын профессора словесности Московского университета и внук священника, родился в Москве 21 мая (2 июня) 1827. В 1846 окончил училище правоведения, поступив на службу в департаменты Сената. В 1860-1865 занимал кафедру гражданского права в Московском университете. С 1861 преподавал законоведение великим князьям, в том числе будущим императорам — Александру III и Николаю II. Сенатор (1868), член Государственного совета (1872), обер-прокурор Св. Синода (1880). Пользуясь большим влиянием при дворе, был участником, а зачастую и инициатором принятия целого ряда государственных актов, ознаменовавших резкий сдвиг вправо, характерный для эпохи Александра III (именно Победоносцевым был написан манифест 1881, где царь брал на себя обязательство "утверждать и охранять" самодержавную власть "от всяких на нее поползновений"). Напротив, при первых признаках вынужденной либерализации государственной системы — когда готовился манифест 1905, дарующий немалые политические свободы, — Победоносцев демонстративно ушел в отставку, считая любые уступки "духу реформ" разрушительными для России.

Его идейные принципы ярче всего проявились в статьях, изданных в 1896 под названием Московский сборник; важные материалы содержатся также в его обширной переписке. "Старые учреждения, старые предания, старые обычаи — великое дело" — характернейший девиз Победоносцева (из статьи Духовная жизнь). Понятия "парламентаризма", "конституционного строя", "народовластия", "общественного мнения", "свободы прессы" представлялись ему лживыми иллюзиями, погубившими Запад и губящими Россию. Любовь к первозданной народной "почве" сблизила его с Ф.М.Достоевским в последние годы жизни великого писателя. Практическим же выходом к этой "почве" была работа по расширению сети церковно-приходских школ (при активной поддержке Победоносцева с 1880 по 1905 их число увеличилось более чем в 150 раз, дойдя до 43 696), которые призваны были дать народу образование, в то же время оградив его от "разлагающего" духа университетов.

Наглядными примерами его религиозности был неоднократно переиздававшийся перевод трактата О подражании Христу (1898), приписываемого позднесредневековому нидерландскому мистику Фоме Кемпийскому, а также перевод Нового Завета (1906), сочетающий русскую и церковнославянскую лексику.

Осуществляя как обер-прокурор Синода строгую цензуру русской богословской мысли, сам он исходил не из православной ортодоксии, но скорее из философии немецкого романтизма (учение К.Г.Каруса о бессознательном, что легло в основу его идей о патриархальном народе, который молится "неведомому Богу"). Самобытным памятником русской юридической науки остался Курс гражданского права Победоносцева (1896), в основу которого положена не общая система законоуложений, а исторические традиции разных народов.

Широко образованный и глубокий исследователь, Победоносцев был автором ряда трудов по гражданскому и русскому праву, перевел на русский язык сочинения Августина, Фомы Кемпийского, Т.Карлейля и др.

На философско-религиозное мировоззрение Победоносцева оказали влияние идеи Платона, Т.Карлейля, Гёте, представителей Восточной патристики. В его собственной философии существенную роль играла идея "органицизма", целостной органичности природного и социально-исторического бытия. "Жизнь", по Победоносцеву, имеет цель "в себе самой", любое "насилие" над ней, любые попытки ее "переустройства" опасны и теоретически несостоятельны.

Источником российского радикализма и нигилизма Победоносцев считал западные теории, веру в безграничные возможности человека, провоцирующую эгоизм и безудержный рост "искусственно образовавшихся потребностей". Победоносцев был принципиальным противником демократизации общественной жизни, парламентаризма и убежденным сторонником аристократического начала: "Ясность сознания доступна лишь немногим умам… а масса, как всегда и повсюду, состояла и состоит из толпы.., и ее представления по необходимости будут вульгарные". Демократической идее, считал Победоносцев, должна быть противопоставлена верность традиции, программа предельно осторожных, консервативных реформ, принцип монархии. Самое же главное заключается в том, что жизнь во всем ее многообразии и полноте не должна приноситься в жертву "отвлеченным формулам логического мышления", какими бы убедительными и изощренными они ни были.

 

 © 2000—2010 «ПравоЗнай».

Все права на размещенные материалы принадлежат авторам.

При копировании - гиперссылка на сайт pravoznay.ru обязательна.