Перейти к началу раздела — Вопросы по политологии

Начальной «точкой» законодательного процесса является законодательная инициатива и внесение в Государственную Думу проектов законов.


Следующий этап после внесения законопроекта в Государственную Думу — рассмотрение законопроекта этой палатой. Оно осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждается концепция, оцениваются положения, отдельные статьи законопроекта, определяется необходимость принятия, вносятся поправки и т. п.


Третий этап законодательного процесса — принятие закона Государственной Думой. Согласно Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (450-ти) и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14-ти дней он не был рассмотрен Советом Федерации.


В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон вновь подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

 

При повторном голосовании в случае несогласия Государственной Думы с Советом Федерации федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов этой палаты (ч. 5, ст. 105 Конституции РФ).


Заключительный этап законодательного процесса состоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется. Опубликование, т. е. официальное обнародование закона является необходимым условием его вступления а силу (в действие).


Если в течение 14-ти дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию. Таким образом, квалифицированным большинством Федеральное Собрание имеет возможность преодоления президентского вето.