Перейти к началу раздела — Вопросы по социологии

Философы-классики рассматривали «бытие» (онтологию) как предельно широкое бытие мира, считая его совершенно независимым от человека. В этом случае философия превращалась в «философию вещей», в которой человеку не было отведено особого места, он чаще всего рассматривался именно как вещь. Исключением было учение И. Канта, считавшего, что мир не может существовать безотносительно к человеческому сознанию.

В отличие от классиков, центром «антропологической философии» XX века является учение о разуме, который рассматривается как некое изолированное от бытия сознание человека. Новая онтология рассматривает сознание человека, а точнее духовное (сознательное и бессознательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим бытием.

Этот новый смысл вкладывается в понятие Dasein (наличное бытие), которое становится базовой категорией экзистенциалистской онтологии.