Аккад, область и государство в древней Месопотамии, располагавшееся на территории современного Центрального Ирака в самой узкой части междуречья Тигра и Евфрата.

Правление Саргона Древнего

Основателем царства Аккада ок. 2300 стал Саргон Древний. Став в результате дворцового переворота царем и разбив враждебную коалицию 50 правителей, Саргон принял титул «лугаля (правителя) Киша», «лугаля Страны» и «лугаля Аккада» по названию новой столицы — города Аккада, давшего название всей стране.

С покорением ШумераСаргон предпринял ряд успешных походов на Мари, Эблу и т. д., дойдя до горных хребтов Тавра, в конце своего царствования подчинил власти Аккада страну Субарту (Северная Месопотамия), совершил походы в Элам. Надписи старовавилонского времени сообщают о распространении власти царя «от Верхнего Евфрата до Нижнего моря» (то есть от Персидского залива до Средиземного моря). Таким образом, при Саргоне была создана самая обширная держава из всех существовавших в Месопотамии до того времени.

Образование единого централизованного государства повлекло за собой и создание крупнейшей ирригационной системы в Южной и Средней Месопотамии, активное строительство сети дорог и торговых гаваней, вызвало расцвет торговли, как в регионе, так и с более отдаленными территориями. Опорой царя в утверждении единоличной его власти стала новая служилая знать и жречество, прославлявшее царя как ставленника богини Иштар.

Цари Аккада после Саргона

Согласно шумерскому «Царскому списку», составленному через полтора столетия после Саргона, первые пять правителей Аккада — Саргон, Римуш, Маништушу, Нарам-Суэн (Нарамсин) и Шаркалишарри — правили 142 года, из которых 55 лет (2316-2261) пришлось на правление легендарного основателя династии. Преемник Саргона Древнего Римуш был вынужден подавлять вспыхивавшие по всей стране мятежи родовой аристократии; в походе против мятежных правителей коалиции Уммы, Адаба и Лагаша было перебито около 13 тысяч человек. Брат Римуша Маништушу предпринял поход по морю к восточному побережью Персидского залива.

Правление Нарам-Суэна

После насильственной смерти Маништушу в Аккаде воцарился Нарам-Суэн (2236-2200 до н. э.), утвердивший правителями (энси) городов своих сыновей, прежних правителей — из аристократических родов — низвел до положения чиновников; в своей политике опирался на жречество. Нарам-Суэн первым принял титул «бог Аккада», введя тем самым прижизненный официальный царский культ.

Большой активностью отличалась внешняя политика Нарам-Суэна: он предпринял походы на северо-запад, окончательно разбив Эблу, на север — против Субарту, на восток — в Элам, в горы Загроса— против племени луллубеев. Однако уже в конце его царствования благополучие страны было потрясено тяжелым голодом, разрушением ирригационной системы и нашествием проникавших в Месопотамию горных племен кутиев, которые, воспользовавшись междоусобными столкновениями, начавшимися после смерти преемника Нарам-Суэна Шаркалишарри, подчинили себе страну. От аккадских правителей после Шаркалишарри сохранились только имена и несколько кратких надписей.

Аккадский язык

По названию столицы страны — города Аккада — аккадским стал называться и восточно-семитский язык, на котором говорили жители этого региона. Первые собственно аккадские имена стали известны, однако, задолго до возникновения самого государства — уже в 27 в. до н. э. С ростом могущества Аккада и распространением власти его царей на большую часть территории Двуречья вырос и престиж языка правящего народа. Постепенно аккадский язык был приравнен к шумерскому — первому литературному языку древней Месопотамии, у которого он заимствовал письменную клинописную традицию.

Памятники искусства

Среди немногочисленных памятников изобразительного искусства времени правления аккадской династии — победная стела Нарам-Суэна с изображением выступающего против луллубеев во главе войска царя (ок. 2300 до н. э. Париж, Лувр). Его фигура, выделенная масштабно и композиционно, наделена атрибутами высшей божественности: голова правителя увенчана рогатой тиарой, над ним сияют солнце и луна, под его ногами гибнут побежденные враги.

Шедевр древневосточного искусства — так называемая медная голова из Ниневии, предполагаемое изображение Саргона Древнего (23 в. до. н. э., Багдад, Иракский музей), идеализированный облик великого властителя — богочеловека.

Наиболее полное представление мы имеем о памятниках аккадской глиптики. Резьба на каменных цилиндрических печатях — древнейшая месопотамская традиция, глиптика аккадского периода характеризуется более динамичными композициями, стремлением к большей натуроподобности в изображении человеческих фигур, развитостью и подробностью сцен по сравнению с шумерскими памятниками. Отличительные особенности аккадского искусства — точное чувство пропорций, свободная работа с материалом, динамичность и красота композиций — можно обнаружить во многих памятниках послеаккадского времени.

Правление пяти аккадских царей — один и самых ярких периодов истории Месопотамии, о котором последующая традиция сохранила в легендах, литературных произведениях, историческом предании память как о «золотом веке» единства страны и безграничного могущества ее правителей.