Суеверие — предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события и даже влиять на них. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или вступить с ними в компромисс. Поэтому суеверие, как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в редуцированных обрядовых формах: ношении талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверия связана с тем, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты явной ошибочности вытесняются. Суеверия имеют глубокие исторические корни и носят несистематизированный характер; древние религиозные верования, часть коих они составляли, давно ушли в прошлое. Первичные интенции — желание заглянуть в ближайшее будущее, избежать неблагоприятных ситуаций, и прочие — сохранились в психике и могут способствовать распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.

Суеверия в жизни человека проявлялись самыми разными способами. Элементами суеверий можно считать создание талисманов, амулетов и оберегов. Вера в талисманы, амулеты, обереги возникла у первобытных людей как отражение их борьбы с природой.

Талисман (от позднегреч. telesma — религиозный обряд, посвященный предмет) — изображение из камня, металла и т. п., которое, по поверью, должно принести обладателю счастье; особенно популярны были талисманы в древнем Вавилоне и Ниневии, у египтян, римлян, арабов; на юге Европы сохранились в форме амулетов, в России носили ладанки.

С талисманом связан и так называемый магический квадрат, разделенный на равное число столбцов и строк, со вписанными в полученные клетки первыми натуральными числами, которые дают в сумме по каждому столбцу, каждой строке и двум большим диагоналям одно и то же число. В Индии и некоторых других странах в качестве талисмана употребляли магический квадрат.

Амулет (от лат. amuletum), предмет, которому суеверно приписывалась чудодейственная способность охранять владельца от бедствий, болезни и «злых чар». Вера в силу амулета возникла в связи с первобытной магиейи фетишизмом, но сохранилась до наших дней у многих народов как пережиток. Даже христианская церковь, осуждая суеверия, продолжает применять амулеты под видом нательных крестов и ладанок, якобы оберегающих верующих от «нечистой силы».

Оберег — предмет или действие, обладающие, по поверьям, апотропейной (охранительной) силой. Любой предмет, будь то амулет, талисман или что-то из домашней утвари, оружия, одежды либо растения, части тела животных или птиц и т. д., — любой предмет, если его утилитарная функция могла быть хоть как-то соотнесена по ассоциации с оборонительной функцией, мог стать оберегом.

Различные обереги предохраняли от различных напастей: порчи, злых чар, сглаза, огня, воды, змеиного укуса, падежа скота, болезней и т. д., особенно тогда, когда человек считался наиб. уязвимым для нечистой силы: младенец до обряда крещения, женщина до родов и 40 дней после них, жених и невеста на свадьбе.

В качестве оберегов использовались металлические острые предметы: булавки, иголки без ушей, воткнутые в одежды; ножи, ножницы. Так, нож, реже ключ или другой металлический предмет клали в колыбель некрещеного ребенка; ножом обводили вокруг роженицы; иголки и булавки у восточных славян затыкали в одежду новобрачным, часто их втыкали в швы крестообразно.

Свойствами оберегов наделяли зубы и когти животных — волка, медведя, челюсти щуки; коготь с большого пальца рыси носили на шнуре, на цепочке или клали под дверь — чтобы не вошла болезнь. Оберегами были многие растения. От порчи предохраняли лук и чеснок, которые клали в карманы или заворачивали в тряпочку; чеснок служил и оберегом от змей; въезжая в новый дом, приносили с собой мак-выдняк (от ведьм и от умершего, подозревавшегося в знахарстве), чертополох (от злых духов и ведьм) и т. д.

Охранительное значение приписывали замкам и узлам, которые должны были замыкать порчу, болезнь и пр. Оберегами были также различные обрядовые действия (опахивание селения при эпизоотии или эпидемии или обряд «убиения коровьей смерти»). К оберегам следует отнести и многие заговоры, каждый из которых должен был предохранять от определенной напасти.